Народная артистка РСФСР (1984)
Лауреат Государственных премий СССР (1971, "У озера"; 1985, "Берег")
Детство
Родители Натальи - папа Николай Дмитриевич Белохвостиков и мама Антонина Романовна
Лямина познакомились в Канаде, куда они были направлены на работу. По возвращении
в Москву, у них родилась дочь. В годовалом возрасте родители забрали Наталью с
собой в Англию. Николай Дмитриевич служил там посланником, а Антонина Романовна
преподавала английский язык работникам советского посольства.
Наталья росла в Лондоне до пяти лет. Она говорила на английском свободно, как
на родном. В посольство привозили советские фильмы, и мама с двух лет стала водить
дочь в кино. Наталья была тихая, молчаливая и упитанная девочка. Она вспоминает:
"Меня прозвали "запасным Черчиллем": я была смешная, толстая, а
щеки у меня лежали на плечах".
Когда Наталье нужно было идти в школу ее отправили в Москву, к бабушке. Без
родителей было очень тоскливо. Чтобы как-то скрасить свое одиночество, она стала
много читать и мечтать о кино.
Первый опыт в кино
Первый раз она попала на экран в 1965 году, когда приехала на каникулы к родителям
в Стокгольм, куда был тем временем направлен посланником ее о тец. Там Марк Донской
снимал двухсерийный фильм о Ленине "Сердце матери", и ему нужна была
массовка. Донской обратился за помощью в посольство, чтобы кто-нибудь из сотрудников
поучаствовал в съемках, но все были заняты. Марк Семенович пришел на детскую площадку
и среди детей сотрудников на роль Марии Александровны Ульяновой выбрал Наташу
Белохвостикову. Её нарядили в пальто начала ХХ века, слегка загримировали и сняли
в нескольких эпизодах. Так состоялся дебют Натальи Белохвостиковой в кино.
ВГИК
В 1968 году она была принята во ВГИК, в актерскую мастерскую Сергея Герасимова
и Тамары Макаровой, хотя до окончания школы ей предстояло учиться еще год. На
втором курсе она сыграла Лену Бармину в картине Герасимова "У озера",
эта роль была написана специально для нее. Лена Бармина определила близость актрисы
с героинями русской классической литературы, наделенными благородством чувств
и помыслов, чистотой и мягким, женственным очарованием. Когда Сергей Аполлинариевич
Герасимов снимал фильм, он очень хотел чтобы у героини была вертикальная морщинка
на лбу. Белохвостикова часами сидела у зеркала и хмурила брови, и все-таки добилась
своего. Правда морщинка так и не прошла, но зато Наталья за этот фильм стала самым
молодым лауреатом Государственной премии СССР.
Признание
В
1971 году Белохвостикова окончила ВГИК и стала актрисой театра-студии киноактера.
В том же году она сыграла роль Анны Снегиной в картине Сергея Урусевского "Пой
песню, поэт". В 1976 году Белохвостикова снялась у Герасимова в роли гордой
аристократки Матильды де ля Моль в экранизации романа Стендаля "Красное и
черное", а в 1979 году - у Михаила Швейцера - в роли Донны Анны в "Маленьких
трагедиях".
Но ее лучшие роли связаны с творчеством режиссеров Алова и Наумова - Неле в
"Легенде о Тиле", Натали и Мари в «Тегеран-43», Эмма в "Береге",
Лена в "Десять лет без права переписки". Работу в фильме "Тегеран-43"
вообще можно назвать звездным часом актрисы.
Острый на язык Валентин Гафт отозвался на это эпиграммой. Правда, не обошлось
без "шпильки" в конце:
Вы в "Тегеране-43"
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! - хоть без короны
И без таланта, Натали.
Исполненный экспрессии, яркой зрелищности, метафорический стиль Алова и Наумова
оказали влияние на актерский почерк Белохвостиковой, помогая ей органично сочетать
земную силу и надземную возвышенность своих героинь.
Во время съемок фильма "Берег" по одноименному роману Юрия Бондырева,
в котором рассказывалось об истории любви немецкой девочки Эммы, роль которой
играла Наталья Белохвостикова, и русского лейтенанта (Борис Щербаков), произошел
забавный случай. Снимали сцену счастливого свидания Эммы и лейтенанта Никитина,
когда они вместе с велосипедом оказываются в воде и, совершенно мокрые, стоя по
колено в воде, хохочут от счастья. По команде "Мотор!" все пошло не
по плану - Борис Щербаков не удержался на велосипеде, наехав на какую-то корягу,
не обнаруженную под водой до съемки, Белохвостикова упала на уже лежащий велосипед
и оба не смогли удержаться от смеха. Так эпизод и вошел в фильм. Многие потом
отмечали, что это один из самых удачных эпизодов фильма.
Личная жизнь
Со своим мужем, кинорежиссером Владимиром Наумовым, Наталья познакомилась в
Шереметьеве. Она летела на фестиваль в Югославию с фильмом "У озера",
а он вез свою картину "Бег". Их представили друг другу. После возвращения
они стали встречаться и вскоре поженились. Владимир Наумович ввел Наталью в свой
круг: познакомил с Евгением Евтушенко, с Владимиром Высоцким.
В 1977 году у Натальи Белохвостиковой и Владимира Наумова родилась дочь Наташа.
Уже в три года она дебютировала в фильме "Тегеран-43". Теперь она профессиональная
актриса, снимается в отцовских фильмах.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Михаил Ламцов, "Барышня и хулиган" (Газета "Кoмoк" от 16-22.02.2004);
Наталия Корнеева, "Семейный альбом Наталии Белохвостиковой" (Журнал
"Ах..." No.5, 1999);
Виктория Ветрова, "Наталью Белохвостикову по телефону часто путают с дочерью"
("АиФ Семейный совет" № 03 (148) от 9.02.2001);
эпиграммы В Гафта http://www.hella.ru;
Б Щербаков актерские байки http://akter.kulichki.net