Лауреат Приза «Хрустальная роза-93» (за роль в спектакле «Нижинский»)
Лауреат Премии имени И.М.Смоктуновского (1995, за театральные работы)
Детство. Учеба
Александр Феклистов родился 7 декабря 1955 года в Ленинграде. Он рос обычным
озорным мальчишкой, который все время мечтал о… театре! Именно поэтому уже в начале
70-х грезивший о сказке, о кукольном театре и не знавший об издержках театрального
процесса еще молодой Саша Феклистов пришел в студию Вячеслава Спесивцева, где
проработал целых шесть лет.
После ухода от Вячеслава Спесивцева, у Александра Феклистова наступил период
под названием "приходите завтра". Феклистов был отвергнут всеми театральными
институтами Москвы, хотя обладал уже каким-то опытом, ведь не со школьной скамьи
решил поступать в театральный: успел наиграться в театре у Спесивцева. Через год
только удалось поступить в Школу-студию МХАТа на курс Олега
Ефремова. Это Судьба! Педагогом по мастерству актера был Андрей Мягков.
Учеба в Школе-студии МХАТа - воплощение традиции, куда с Ефремовым вошла еще
и атмосфера "Современника", казалась молодому артисту анахронизмом.
В молодости хочется все изменить, переделать, о чем сейчас артист вспоминает с
иронией. Но об этом никто почему-то не хочет помнить, сурово хмурясь и пресекая
вольномыслие в корне. Вот и Ефремов сдерживал юношеские стремления к реформам
безапелляционной фразой: "Вы сначала Розова научитесь играть".
Сейчас Феклистов считает, что Ефремов был прав - всегда нужна крепкая профессиональная
база, на основе которой можно экспериментировать сколько заблагорассудится. Важно
только, чтобы реализм не превратился в монстра - все захватывающий штамп, который
заставляет забыть, что в искусстве все же должно присутствовать иррациональное.
Это-то, как раз, и было в Александре Феклистове, и он ждал, хотел сыграть что-нибудь
более значительное, чем те роли, которыми его изрядно баловал МХАТ.
Театр
В 1982 году Александр Феклистов окончил школу-студию при МХАТ и сразу был принят
во МХАТ. Да, большая часть жизни Александра Феклистова связана со МХАТом и Олегом
Ефремовым. Однако в последние годы актер не имеет постоянного места работы. Со
времени ухода из МХАТа у Александра Феклистова началась судьба звезды-одиночки,
все больше появляющейся в антрепризах. Антреприза — это не только дополнительный
заработок актера, но и возможность выбрать понравившуюся роль и режиссера. "Есть
в этом какая-то не нормативность".
Сейчас актер играет в спектакле театра "Сатирикон" "Слуги и
снег", в спектакле Продюсерской Компании Анатолия Воропаева - мужа в "Ботинки
на толстой подошве", Клавдия и Бориса Годунова в спектаклях Питера Штайна
"Гамлет" и "Борис Годунов".
Творческий организм Александра Феклистова, умеет больше, чем сам актер об этом
знает. Феклистов - не из узколобых исполнителей. И это - признак талантливого
человека, который не может быть бесхарактерным. Герой словно бы поселяется внутри
артиста. А вот скандальности в нем нет, хотя он может уйти из спектакля, который
его категорически не устраивает как актера, но при этом обязательно объяснится.
Александр Феклистов и Роман Козак
Спектакль "Золото" собрал блестящий состав, включая самого режиссера
Романа Козака. Роман Козак, режиссер и художественный руководитель Театра имени
Пушкина, один из самых близких артисту Александру Феклистову людей. Творчески
и человечески. Они - однокурсники по Школе-студии МХАТа, вместе работали в мхатовской
труппе.
У них - целый ряд совместных проектов, начиная с легендарного спектакля "Эмигранты"
по пьесе Славомира Мрожека, поставленного Михаилом Мокеевым в Театре-студии "Человек".
Закончилось же сотрудничество с "Человеком" так же внезапно, как и началось,
по целому ряду причин как творческого, так и материального порядка.
Команда Козака ютилась по разным театрам и всюду была чужой. В итоге каждый
стал самовыражаться самостоятельно. Правда, был еще козаковский "Маскарад"
с Арбениным-Феклистовым, о котором, как и об "Эмигрантах" и о "Годо",
остались лишь воспоминания. Практически все творческие начинания Козака, будь
то создание "Пятой студии" МХАТа, кратковременное руководство Театром
имени Станиславского или нынешнее пребывание на посту худрука Пушкинского театра,
связаны с Феклистовым. Он - участник многих спектаклей режиссера.
О любимой роли
Александр Васильевич склоняется считать себя больше театральным актером, нежели
киношным. Его любимая роль — царя Бориса в антрепризном спектакле "Борис
Годунов".
"За все девять спектаклей, что мы играли, мне так и не удалась эта роль
в полной мере, — говорит актер. — Мне нравится бороться и, в конечном итоге, хотелось
бы добить эту роль".
Впрочем, роль Прохожего в "Золоте" Феклистову тоже по душе: "Это
классическая роль прохожего. Я ощущаю себя на сцене капустным листом. Меня там
совершенно не видно: нанизано множество разной одежды, надеты какие-то нелепые
очечки…"
Кино
Параллельно работе в театре актер успешно снимается в кино: он дебютировал
в 1984 году, и первой ролью считается Доронин из "Отряда", хотя в этом
же году вышли сразу три фильма, где он снимался – "Соучастники", "Отряд"
и "Лучшая дорога нашей жизни".
Режиссерам нравится, как прямо на сцене, в процессе действия, актер играет
своего персонажа, как он его "животом" чувствует. И при этом нельзя
сказать, что Феклистов - послушный артист. Нет, он своенравный, со своей точкой
отсчета, собственным углом зрения. Впрочем, он его может и поменять, если артиста
как следует убедить и увлечь. Наиболее памятные из работ в кино – "Плюмбум,
или Опасная игра", "Шура и Просвирняк", "Ближний круг",
"Прорва", "Луна-парк", "Подмосковные вечера", "Дети
чугунных богов".
Александр Феклистов - звезда одинокая, заставляющая вспомнить историю с звездами-гастролерами,
которые предпочитали подчиняться одному лишь голосу своего таланта и не признавали
над собой никакого режиссерского диктата. Хорошо это или плохо - вопрос открытый.
Вокруг Феклистова нет той шумихи, что сопутствует обычно славе, и газетчики не
стремятся зафиксировать малейший его шаг.
Прослеживая карьеру Александра Феклистова, в театре или в кино, можно отметить
одну интересную особенность, стилем существования артиста является краткосрочная
антреприза, работа с узким коллективом единомышленников, с которыми его соединяют
узы давней дружбы. Они предпочитают, чтобы роль вспыхнула, как ракета, а затем
бы быстро исчезла, оставшись лишь ярким воспоминанием в жизни зрителя, не успев
надоесть. Сам актер не рассматривает в этом никакого расчета, это получается само
собой, а закономерность - случайна.
Работа в сериалах кардинально отличается от художественного кино и театра.
"Нужно обладать опытом, чтобы сниматься в телефильмах", – полагает Александр
Феклистов. Работать приходится более оперативно. Нет времени на то, чтобы разучивать
тексты и постепенно погружаться в образ. В последнее время Александра Феклистова
зрители посмотрели в "Пятом угле", "Дне рождения буржуя",
в роли доктора Платона Алексеевича в сериале "Петербургские тайны" и
"Развязка петербургских тайн", Полякова в ленте "В августе сорок
четвертого", Молотов в "Звезде эпохи", Борис в "Подозрении".
О семье
Жена Александра Феклистова работает на телевидении. За годы совместной жизни
она научилась не ревновать своего мужа. Например, в фильме "Пятый угол"
сцену примирения Суворова с женой снимали через простыни. Так что никакой "обнаженки"
на самом деле не было. Впрочем, актер и сам не дает повода. К тому же Александр
Васильевич — многодетный отец. У них с женой трое детей. И уже имеется годовалый
внук. «Моя старшая дочь, которая подарила мне внука, — говорит актер, — сообщила
мне о грядущем знаменательном событии в тот день, когда поступила на факультет
журналистики».
Не менее интересен Александр Феклистов как человек. Настоящий интеллигент -
уходящий тип. Необычайная открытость при непоколебимом внутреннем суверенитете.
Внешняя ровность и даже какой-то флегматизм при, несомненно, богатой, но оберегаемой
от посторонних эмоциональной жизни. Полное отсутствие снобизма. Он не завистлив
и не суетен. Стиль Александра Феклистова - благородство и бескорыстие состоявшегося
профессионала.
Татьяна Новитченская
Использованные материалы:
"Настоящий мужик Александр Феклистов" (газета "Культура");
Ольга Андрейкина, "Актер Александр Феклистов – "С нас сорвали розовые
очки"; Елена Щеулова, "Блуждающая звезда – Александр Феклистов";
Татьяна Шумкова, "Александр Феклистов: Мне нравится чувствовать себя капустным
листом".