Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Шпионский детектив с элементами дизельпанка "Тайна двух океанов"

Режиссер: Константин Пипинашвили.
Сценаристы: Владимир Алексеев, Николай Рожков, Константин Пипинашвили.
Оператор: Феликс Высоцкий. Композитор: Алексей Мачавариани.
СССР. Производство: Грузия-фильм. 1955-1956. 2 серии.

Тайна двух океанов Научно-фантастический шпионский детектив, поставленный по мотивам одноименного романа Григория Адамова, рассказывает о противоборстве советских контрразведчиков с иностранными шпионами, планирующими уничтожить уникальную подводную лодку «Пионер».

Премьера: 25 марта 1957.

Награды:
Диплом за высокую технику производства и разработку научно-фантастического сюжета на МКФ в Дамаске (1956).

Персонажи фильма:
Воронцов Николай Борисович, капитан 1-го ранга, командир подводной лодки «Пионер» (Сергей Столяров)
Андрей Скворешня, старшина подводной лодки «Пионер», майор госбезопасности (Игорь Владимиров)
Николай Горелов, инженер-механик (Сергей Голованов)
Дружинин Пётр Мартынович, капитан 2-го ранга, пом. командира подводной лодки «Пионер» (Пётр Соболевский)
Лордкипандзе Арсен Давыдович, профессор-ихтиолог (Вахтанг Нинуа)
Андрей Николаевич, профессор-океанолог (Сергей Комаров)
Ольга Ивановна Быстрых, военврач подлодки (Антонина Максимова)
Павлик, сын капитана «Арктики» (Игорь Бристоль)

Ивашев Матвей Петрович, шпион (Михаил Глузский)
Быстрых Иван Николаевич, директор Циркового музея (Леонид Пирогов)
Базов Василий Иванович, полковник госбезопасности (Троадий Добротворский)
Карцев, лейтенант госбезопасности (Павел Луспекаев)
Сидорина, администратор гостиницы в Риге (Ирина Прейс)

боцман (Петр Морской)
радист подлодки (Ирина Магалашвили)
член экипажа подлодки (Караман Мгеладзе)
член экипажа подлодки (Игорь Балла)
член экипажа подлодки (Кирилл Столяров)

Советский дизельпанк на шпионскую тематику

Тайна двух океановРоман Григория Адамова «Тайна двух океанов» был написан в 1938 году на волне сталинского патриотизма. Он удачно соединил в себе фантастическую и шпионскую линии, вызвав интерес у миллионов советских читателей. Безусловно, это не могло не привлечь внимания кинематографистов, и в 1955 году за экранизацию романа взялся режиссёр Константин Пипинашвили. Впрочем, говорить об экранизации было бы не совсем корректным – со времени первого выхода книги прошли годы, времена уже были не те, и создатели фильма пошли на сознательные и весьма значительные изменения сюжета. В чём-то они в результате выиграли, в чём-то проиграли.

Как известно, роман Адамова носил яркую идеологическую направленность. Для тридцатых годов это было вполне нормальным явлением. Авторы фильма значительно снизили градус сталинско-коммунистической идеологии, сделав упор именно на шпионскую и фантастическую линии, и это пошло фильму в плюс.

В отличие от книги, где основное действие разворачивалось на борту подводной лодки «Пионер», в фильме экранное время было почти поровну поделено между приключениями под водой и ловлей врагов на суше. По сюжету фильма подводная лодка «Пионер» отправлялась в рейд для выяснения обстоятельств загадочной гибели советского теплохода «Арктика» в Атлантическом океане и французского теплохода «Victoire» в Тихом океане. Тем временем западные спецслужбы направляли на «Пионер» своего агента для уничтожения подлодки. В противоборство с ними вступали советские сотрудники госбезопасности…

Тайна двух океановУвлёкшись шпионской линией, создатели фильма, к сожалению, упустили немало интересных приключенческих эпизодов под водой. Так в фильм не вошли схватка Павлика с гигантским спрутом и его же путешествия на спине кашалота, отсутствует эпизод с пещерой подводных чудовищ и ещё много увлекательных моментов. Однако, в оправдание сценаристов, следует заметить, что включить абсолютно всё в фильм было бы не реальным. К минусам также можно отнести слишком картинные схватки между персонажами фильма, а также крайне неудачное решение подводных скафандров, которые были неудобными, словно консервные банки, в результате чего матросы в них выглядели неуклюжими и неповоротливыми. А ведь, как известно, в книге скафандры были гибкими и лёгкими.

Есть определённые претензии и к завершённости сюжета. Да, экипаж «Пионера» выясняет причину тайну гибели «Арктики» в результате атаки автоматизированной подводной базы. По всей видимости, «Victoire» погиб также. Но почему и для чего корабли были уничтожены одновременно? Ответа на это фильм так и не даёт.

Однако вернёмся к положительным моментам. Их в фильме немало, и они в целом перекрывают все минусы. Как уже было отмечено, понизив градус идеологии, авторы создали действительно увлекательный фильм, по тем временем не уступающий голливудским образцам. Сюжет фильма держит в напряжении до самого финала. Приятно удивляют качество съёмок. Стильно смотрятся режимные съёмки в Ленинграде, с погоней на фоне величественных зданий, разводных мостов, мокрого асфальта с отражающимися в нём фарами и зловещим небом.Тайна двух океанов

На высоком уровне оказалась техническая составляющая фильма, благодаря которой спустя полвека кинокартину с полным основанием стали относить к тематике дизельпанка (данный термин родился в 2001 году). До «Тайны двух океанов» в советском кинематографе использовались отдельные элементы дизельпанка в фильмах «Космический рейс» (ракетопланы с эстакадами) и «Гибель сенсации» (мощные роботы), но именно в фильме Константина Пипинашвили в полной мере проявились многие черты данного жанра. Это и уникальная, гигантская, суперскоростная подводная лодка, прожигающая лазерными пушками ходы в айсберге, и подводная база с флотилией катеров-роботов, и соответствующая атмосфера нуара, нередко используемая в дизельпанке, и мрачные, безжалостные, ярко выраженные отрицательные герои, такие, как коварный Горелов, убивший своего брата-близнеца, или шпион-связист Ивашов с его пианино-передатчиком, чудо-рулеткой и уникальной пилюлей, имитирующей смерть.

Всё это придало картине определённый шарм, выгодно отличающий его от других фильмов тех лет, и обеспечило ему устойчивый зрительский успех.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.

 

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.