Николай Граббе родился 19 декабря 1920 года в Москве. Свою фамилию получил
от отца Карла Яновича Граббе, латыша по национальности, родом из Лиепаи. Карл
Янович еще в юности перебрался в Москву, где стал работать бухгалтером. Мать Николая
- Ольга Михайловна, поначалу работала секретарем директора столовой, а позже стала
домохозяйкой.
В школьные годы Николай Граббе увлекся театром и кино. Он занимался в драмкружке,
участвовал в постановках самодеятельного театра при Наркомлеспроме и, в то же
время, всерьез изучал операторское искусство. Профессия оператора его привлекала
больше, и в 1939 году, после окончания школы он решил поступать во ВГИК. Однако
случилось так, что в этот год набора на эту специальность не было, и тогда Николай
подал документы на актерский факультет. Курс набирал легендарный Сергей Эйзенштейн,
которому приглянулся талантливый юноша, и Николай был принят.
40 лет на экране
Учиться во ВГИКе Николаю Граббе довелось в годы Великой Отечественной войны. И
первая роль, сыгранная им в кино, тоже оказалась связанной с военной тематикой:
на последнем курсе он снялся в молодежной драме «Мы с Урала», сыграв роль Павки
Дроздова.
В 1943 году Николай Граббе окончил ВГИК и вся последующая его карьера была
связана с кинематографом. С 1943 по 1945 год он числился в штате Киностудии «Союздетфильм»,
затем с 1945 года по 1957 год – в труппе театра-студии киноактера, следующее десятилетие
– с 1957 по 1967 год – на киностудии имени Горького (бывший «Союздетфильм») и,
наконец, с 1967 года до конца жизни вновь в театре-студии киноактера.
Все эти годы Николай Граббе активно снимался в кино. Поначалу его приглашали
на небольшие роли либо военных, либо иностранцев: младший лейтенант Мирошниченко
в военной драме «Это было в Донбассе», немец в героической драме «Молодая гвардия»,
белогвардейский офицер в историческом фильме «Незабываемый 1919 год», Нэд Берген
в детективе «Богатырь» идёт в Марто» и другие. Со временем в репертуаре Николая
Граббе стали появляться различные руководящие работники: председатель ЧК Смилгис
в историко-революционном фильме «Шторм», начальник отдела кадров Волков в драме
«Случай на шахте восемь».
Первый большой успех к Николаю Граббе пришел в начале 60-х, когда он снялся
в известной драме режиссера Михаила Ромма «Девять дней одного года». Фильм, повествующий
о молодых ученых-ядерщиках, их трудовых буднях и личной жизни, вызвал огромный
интерес у зрителей, став лидером проката 1962 года. И главные роли в картине сыграли
другие актеры (Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Лаврова), работа
Николая Граббе, исполнившего роль ученого-физика Василия, не осталась незамеченной.
Николай Граббе вообще крайне редко появлялся на экране в главных ролях. По
большому счету из таких работ можно отметить лишь начальника заставы Василия Федоровича
в приключенческо-шпионском фильме «Пограничная тишина» (1965 год). Его стихией
были персонажи второго плана. И были ли это отрицательные персонажи или положительные,
они неизменно были мужественными людьми, наделенными сильным, бескомпромиссным
характером. Неординарные, яркие, они запоминаясь зрителям не меньше главных героев.
Среди таких его героев: сотник Великого князя Степан в знаменитой исторической
драме Андрея Тарковского «Андрей Рублев», партизан Ольховников в популярных фильмах
«Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна», повествующих о деятельности советских разведчиков
в годы Великой Отечественной войны, машинист Кособродов в легендарной военно-приключенческой
телевизионной ленте «Адъютант
его превосходительства», Виктор Круг в приключенческой трилогии «Ошибка резидента»,
«Судьба резидента», «Возвращение резидента».
Параллельно со съемками в кино Николай Граббе много работал на озвучивании
зарубежных картин и отечественных мультипликационных фильмов.
Личная жизнь
Близкие Николаю Карловичу люди отмечали его, как честного и глубоко порядочного
человека. В свободное время он писал стихи, хорошо рисовал, принимал участие в
капустниках, устраиваемых в театре-студии киноактера.
Николай Граббе был женат на актрисе Театра на Таганке Маргарите
Докторовой. Их дети Алексей
Граббе и Екатерина Граббе продолжили
актерскую династию. Оба окончили театральное училище имени Щукина и стали актерами
театра на Таганке.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Ирина Алпатова, "Ильич против Ильича" (журнал "Ваш досуг"
http://www.vashdosug.ru/article1740.php);
Елена Тихомирова, «Что такое «человек свободный»?», «Аргументы И Факты»;
Анна Федина, «Странно, когда Мастер говорит голосом Иешуа», «Известия»;
Анастасия Шутова, «Театр не может быть тихой гаванью», «Новые Известия»