18.02.1937, Ленинград – 26.02.2007, Санкт-Петербург
Заслуженный артист России
Театр
Константин Григорьев родился в Ленинграде за несколько лет до начала Великой
Отечественной войны. Его сознательное детство пришлось на послевоенные годы. Мальчик
воспитывался бабушкой и дедушкой. Еще в школе он увлекся сценой, вел драмкружок
и мечтал в будущем стать актером.
По окончании школы Константин Григорьев предпринял попытку поступить в театральный
вуз. Провалившись, он поступил в строительный институт, но проучился там недолго.
Сцена тянула его, и юноша сделал окончательный для себя выбор – пошел учиться
в школу-студию при Театре имени Ленсовета.
Параллельно учебе Константин стал работать в Театре имени Ленсовета мастером
сцены. Позже его стали привлекать на эпизодические роли, а затем появились и более
серьезные актерские работы. Так он был задействован в спектаклях: «Первый встречный»,
«Таня», «Опасный возраст».
Не имея классического актерского образования, Константин Григорьев, тем не
менее, благодаря своему таланту, природной пластике, драматическому темпераменту,
мужественной внешности, а также исключительному трудолюбию получил признание среди
зрителей и профессионалов. Актер раскрылся в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской,
куда пришел после Театра им. Ленсовета. Здесь он играл в спектаклях: «Амнистия»,
«Люди и мыши», «Влюблённый лев», «Принц и нищий», «Метель», «Физики и лирики»,
«Дым отечества», «Насмешливое моё счастье», «Господин Пунтила и его слуга Матти»,
«Первая глава» и др.
Как это часто бывает, по-настоящему талантливые люди проявляют себя в разных
областях. Так и Константин Григорьев. В 1963 году в соавторстве с Борисом Герштом
он выпустил сборник стихов. Кроме того Григорьев писал картины маслом, сочинял
песни («Осторожно, листопад», «Дождь на Неве»), театральные пьесы («Пока я шёл
домой») и даже оперетты («Аленка и Алые паруса»).
В 1972 году Григорьев переехал в Москву, где был принят в труппу театра имени
Пушкина. Этой сене он прослужил до 1981 года, играл в спектаклях: «Легенда о Паганини»,
«Пятый десяток», «Разбойники», «Жил был я», «Без вины виноватые».
В 1981 году Константин Григорьев по приглашению Олега Николаевича Ефремоваперешел
в труппу МХАТ.Здесь он проработал не долго - до 1983 года, но успел сыграть ряд
интересных ролей, в том числе в спектаклях «Обратная связь» и «Утиная охота».
Кино
Сниматься в кино Константин Григорьев начал во второй половине 60-х. В дилогии
режиссера Виктора Турова «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой», снятой
по мотивам романа Алеся Адамовича, он сыграл комвзвода Никиту Пинчука. Картины
были поставлены в жанре эпической драмы и повествовали о событиях в Белоруссии
в первые годы Великой Отечественной войны.
В начале 70-х Константин Григорьев отметился в небольших ролях в таких известных
картинах, как фильм-сказка Анатолия Граника «Двенадцать месяцев» (Глашатай), приключенческий
фильм Альберта Мкртчяна и Леонида Попова «Земля Санникова» (морской офицер), драма
Василия Ордынского «Хождение по мукам» (Чугай). А первую широкую известность актеру
принесла знаменитая драма Никиты Михалкова «Раба любви» (1975), где он появился
в образе белогвардейского капитана, начальника контрразведки Николая Николаевича
Федотова, который занимался поисками красных подпольщиков.
Никита Михалков впоследствии отмечал острую, подвижную характерность актера,
умение тонко чувствовать сюжетные ходы и находить мгновенное внутреннее оправдание
и точные психологические поворотылюбому режиссерскому предложению.
Следующие работы – бандит Серый в детективе АлександраФайнциммера «Трактир на Пятницкой» и Шнайдер в остросюжетном фильме «Транссибирский экспресс» (оба
– 1977) - закрепили успех Константина Григорьева. Стоит отметить, что в «Транссибирском
экспрессе» ему довелось сниматься в сцене драки, которую должны были поставить
постановщики трюков. Но те вовремя не прибыли на съемочную площадку, и Григорьев
вместе с актером Олегом Ли занялись постановкой сами, в этом пригодились их спортивные
навыки: Григорьев серьезно занимался боксом, а Ли- борьбой. В итоге сцена получилась
настолько качественно выполнена, что впоследствии специалисты отметили ее абсолютную
профессиональность.
В 1979 году Константин Григорьев исполнил главную роль комиссара Павла в приключенческом
фильме «Ищи ветра», вышедшем на Свердловской киностудии. Увлекательный сюжет этой
картины отсылал зрителя во времена гражданской войны и повествовал о спасении
двумя красноармейцами ценной отечественной породы лошадей. Однако фильм остался
в тени и большого успеха не имел.
После ряда больших и маленьких ролей Константин Григорьев снялся в экранизации
легендарного романа Роберта Стивенсона «Остров сокровищ», осуществленной режиссером
Владимиром Воробьевым, где сыграл одну из главных ролей - капитана Александра
Смоллета – человека решительного и волевого. Год спустя актер снялся в роли Начоперота
в телефильмережиссера Александра Павловского «Зеленый фургон» (по мотивам одноименной
повести А. Козачинского). В этой картине, наполненной юмором, приключениями, стрельбой
и погонями, ярким образом проявилось комедийное дарование Константина Григорьева.
Его персонаж, с виду грозный и неприступный, был исполнен с изрядной долей иронии
(как, впрочем, и вся картина). Остается только сожалеть, что эта сторона таланта
актера так и осталась нераскрытой в полной мере…
Драматический финал
Удачную театральную и кинематографическую карьеру Константина Григорьева прервал
трагический случай, произошедший 17 февраля 1984 года в Доме актера. Да что там
карьеру, этот случай фактически сломал ему всю оставшуюся жизнь.
О подробностях произошедшего инцидента и о его участниках все возможные свидетели
умалчивают. Известно лишь, что после словесной перепалки Григорьев вышел с кем-то
на лестницу для «разборки». В результате он получил сзади сильный удар по голове,
после чего его столкнули с лестницы. Очнулся Григорьев уже в больнице. Ему пришлось
перенести восемь операций, но травмы были настолько серьезными, что и после лечения
у актера остались проблемы со здоровьем: частичная потеря памяти и дисфункция
левого полушария головного мозга. Кто был этим подонком, общественности так и
не удалось узнать, зато тут же нашлись злопыхатели и завистники, которые постарались
распустить слухи о «ненормальном» психическом состоянии Григорьева. На карьере
актера был поставлен крест.
В том же 1984 году на экраны вышел биографический фильм «Лев Толстой», в котором
Григорьев сыграл небольшую роль купца Николая. Озвучивал персонажа, по понятным
причинам, другой актер.
Спустя семь лет Александр Соловьев, с которым Константин Григорьев снимался
в картине «Зеленый фургон», пригласил его на роль Петра Яковлевича Кравченко в
свой фильм «ПоТаганке ходят танки». Однако режиссерский дебют Соловьева оказался
неудачным. Эта роль стала последней для Константина Григорьева…
Из жизни актер ушел вечером 26 февраля 2007 года в Санкт-Петербурге.Похоронен
Константин Константинович 28 февраля на Большеохтинском кладбище.