Николай Гринько родился в Херсоне в актерской семье. Его родители играли в труппе
Рабоче-крестьянского передвижного театра. Мальчик с детства знал, что он тоже
обязательно станет актёром. Всё нарушила война…
На фронте Николай служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия
и был комсоргом полка.
По окончании войны Николай Гринько осуществил свою мечту. Начиная с 1946 года,
он работал сначала помощником режиссёра, а затем актёром в драматических театрах
Запорожья и Ужгорода, постепенно выдвинувшись на ведущие роли. С 1955 года Николай
Гринько - актёр и художественный руководитель Киевского эстрадного оркестра «Днiпро».
Первые роли в кино
В кино Николай Гринько дебютировал в 1951 году в небольшой роли Бунтаря в историко-биографическом
фильме Игоря Савченко "Тарас Шевченко". Однако в последующие десять
лет он практически не снимался.
Первой по-настоящему серьезной работой актера стала роль солдата-союзника в
драме Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему» (1961). Когда на международном
кинофестивале в Венеции картина получила "Золотого льва", американские
критики пребывали в недоумении: откуда у русских такой блистательный эксцентричный
американец в фильме? Американцем был Николай Гринько, чья роль стала украшением
картины.
Кино. 60-е годы
С 1963 года Николай Гринько становится актёром киностудии им. А. Довженко,
и начиная со следующего года, полностью переключается на кино. Однако на родной
студии имени Довженко его снимали очень мало (кинопоэма «Тени забытых предков»,
героическая драма «Гибель эскадры», комедия «Стежки-дорожки» и некоторые другие).
Да и в этих фильмах ему не предложили ни одной главной роли. Написанный им сценарий
по "Украденному счастью" Ивана Франко шесть лет провалялся в студийных
кабинетах и был положен "на полку". Ему так и не удалось сыграть Дон
Кихота...
Основные работы актера были сыграны на «Мосфильме». Его герои - партизаны и
крестьяне, начальники и подчинённые, русские и иностранцы, ученые, монахи, учителя,
отцы и деды. "Будучи по природе человеком мягким, застенчивым, немного замкнутым,
Гринько способен к самым неожиданным метаморфозам. Если работа его захватывает,
актёр мгновенно преображается", - говорил о нём режиссёр Геннадий Полока.
Его стали приглашать сниматься в Болгарию, Чехословакию, Германию, Норвегию. Случалось,
он за сутки успевал отсняться в трех-четырех картинах.
Самой неожиданной работой Николая Гринько стала роль Антона Павловича Чехова
в картине Сергея Юткевича "Сюжет для небольшого рассказа". В основе
фильма - история создания пьесы «Чайка» и ее трагического провала на сцене Александринского
театра.
Особняком в творчестве Николая Гринько стоят роли, сыгранные им в фильмах режиссера
Андрея Тарковского…
Фильмы Андрея Тарковского
У знаменитого режиссера Гринько сыграл во всех "русских" фильмах.
Впервые Николай Гринько снялся у Тарковского еще в 1962 году – в картине «Иваново
детство» в роли Грязнова. Следующей работой стал легендарный «Андрей Рублев» (1966),
собравший большое число призов на различных международных фестивалях и включенный
в список 100 лучших фильмов в истории кино. В этой картине Гринько исполнил одну
из главных ролей – Даниила Черного. Затем были: фантастический фильм по одноименному
роману Станислава Лемма «Солярис» (отец Криса) и автобиографическая картина «Зеркало».
Все герои Гринько - люди бесконечно добрые и мягкие, они потрясают глубиной
и достоверностью, являют собой олицетворение терпеливого и благородного отцовства.
Не случайно Анатолий Солоницын, игравший Рублева, в шутку прозвал старшего коллегу
"батька Гринько", а сам Тарковский признавался, что Гринько – его любимый
актер.
Одной из самых сильных работ Николая Гринько у Андрея Тарковского стала роль
Профессора в фантастической притче «Сталкер».
Его герой, олицетворяющий в фильме науку, и Писатель (Анатолий Солоницын), олицетворяющий
культуру, бегут из дичающего мира. Писатель - от опустошенности, творческого бессилия,
бессмысленности существования, Профессор - в незнакомое пространство, таящее для
него научный интерес. В зоне начинается долгий диалог, проясняющего причины безверия,
истоки процесса, приведшего к концу света.
Входя в Зону, герои оказываются заложниками игры, искусственного эксперимента.
Умозрение, схоластика споров съедает живое: на пороге таинственной и разоблачающей
комнаты герои останавливаются, не решаясь войти внутрь. Они боятся себя больше
своего безверия. Они хотят продолжать жить, как если бы не совершали своего мучительного
путешествия…
70-е – 80-е годы
В 70-е годы открылась еще одна грань дарования актера – огромное чувство юмора,
любовь к импровизации и отличная, почти балетная пластика. Особенно это проявилось
в детских картинах, где он превосходно двигался и пел. Несколько поколений детей
знает и любит его как папу Карло из сказки «Приключения Буратино». В веселой,
озорной музыкальной комедии «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» Гринько сыграл
сразу две роли – музыканта с контрабасом и Починкина. А в фантастическом фильме
«Приключения
Электроника» он предстает в виде доброго, мудрого профессора Громова.
Среди других фильмов тех лет: комедия «Афоня» (Егор Лещёв), приключенческий
фильм «Пропавшая экспедиция (Смелков), военная драма «Двадцать дней без войны»
(Вячеслав), новелла «Сто грамм» для храбрости» (Никитин).
За почти сорок лет в кино выдающийся актер снялся более чем в ста фильмах,
играя в разноплановых ролях в картинах различных жанров - в детских и комедийных
лентах, в историко-костюмных и психологических драмах, в детективах и фантастических
картинах. Ему довелось работать поистине у великих режиссеров – Андрея Тарковского,
Сергея Параджанова, Александра Алова и Владимира Наумова, Сергея Бондарчука, Александра
Зархи, Ролана Быкова, Владимира Бортко, Алексея Германа, Динары Асановой… Роли
сыгранные им в этих картинах вошли в золотой фонд отечественного и мирового кино.
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Гринько Николай Григорьевич actors.km.ru;
Николай Гринько http://persona.rin.ru