|  
КАМЕНКОВА(Каменкова-Павлова)
 Анна Семеновна
 Родилась 27.04.1953, Москва Заслуженная артистка РСФСР (1985)Лауреат Специальной премии за лучшее исполнение женской роли на II МКФ в Мар-дель-Плата, 
Аргентина (1960 - за фильм «Девочка ищет отца»)
 Лауреат Приза за лучшую женскую роль на ВКФ в Ашхабаде (1979 за фильм «Молодая 
жена»)
 Лауреат Приза жюри и премии за лучшую женскую роль на XIII Всесоюзном фестивале 
телефильмов в Душанбе (1989, за фильм «Софья Петровна»)
 Дебют в шесть лет  Дебют актрисы в кино состоялся в шестилетнем возрасте, как это часто бывает, 
все произошло в общем-то случайно. Их детсадовскую группу вывели на прогулку в 
сквер Большого театра. Ребята как обычно бегали, прыгали, а затем обратили внимание, 
как у одной из скамеек какие-то люди просили ребят постарше почитать стихи. Детишки 
сгрудились вокруг, наблюдая за происходящим. И тут маленькая Аня вышла вперед 
и, не моргнув глазом, потребовала: «А теперь слушайте меня!» Как оказалось, это были представители киностудии. Они искали исполнителя детской 
роли в картину «Девочка ищет отца». Бойкая девчушка им понравилась, и ее пригласили 
на студию к режиссеру Льву Голубу. Сначала Аня ему не приглянулась. «Не годится 
- совсем маленькая», - вынес свой приговор режиссер. Однако потом все же передумал, 
и утвердил Аню на роль дочки партизана.  Фильм имел большой зрительский успех. Он демонстрировался на различных отечественных 
и зарубежных кинофестивалях, собрав немало престижных наград. Немало этому способствовала 
вполне естественная, достоверная игра Ани Каменковой. Девочка была талантливым 
ребенком, смышленым и эмоциональным. Она безраздельно верила в «предложенную игру» 
и плакала в кадре по-настоящему. За эту работу на II МКФ в Мар-дель-Плата в Аргентине 
Аня получила свою первую награду.  Театр После роли в картине «Девочка ищет отца» Ане Каменковой поступило немало предложений 
сниматься. Но родители считали, что главное для ребенка – учеба. Так и осталось 
в памяти девочки ощущение праздника от съемок. Это ощущение переросло в уверенность, 
что профессия актрисы – лучшая на свете.  Приложил свою руку и отец, преподаватель литературы, прививший Ане любовь к 
театру. Он нередко водил дочь на лучшие столичные спектакли. А после вместе они 
с жаром обсуждали постановки дома. Заметив у дочери актерские способности, родители 
отдали ее в студию художественного слова при Дворце пионеров. Аня занималась у 
замечательного педагога Галины Александровны Хацревин, воспитавшей многих талантливых 
ребят, позже ставших артистами, режиссерами, художниками, киноведами. После школы Анна поступила в Театральное училище им. Щукина. Там она проявила 
себя талантливой ученицей. Ее работы в дипломных спектаклях были настолько яркими, 
что по окончании в 1974 году училища перед новоиспеченной актрисой гостеприимно 
распахнулись двери сразу трех столичных театров.  Анна выбрала театр на Малой Бронной, которым руководил Анатолий Эфрос. В первые 
же шесть лет она сыграла там пятнадцать ролей, двенадцать из которых были главными. 
В театре на Малой Бронной Каменкова проработала до 1992 года.  Отработав восемнадцать лет в Театре на Малой Бронной, актриса ушла в антрепризу. 
Она сотрудничает с «Бенефисом», «Школой современной пьесы»... «Хана» с Каменковой 
в главной роли уже несколько лет собирает полные залы. Кино Возвращение Анны Каменковой в кино состоялось после окончания Щукинского училища. 
Она снялась в 1975 году в лирической киноповести «Лесные качели», а год спустя 
сыграла Ирину в драме «Весенний призыв». Последовавшая затем работа в мелодраме Леонида Менакера «Молодая жена» (Маня) 
принесла актрисе настоящий успех. В 1979 году на XIII Всесоюзном фестивале в Душанбе 
Анну Каменкову наградили Призом за лучшую женскую роль. А позже она была признана 
лучшей актрисой года. Уже с первых работ в кино Анна Каменкова предъявляла по-настоящему жесткую 
требовательность к себе. Поэтому любая из ее ролей, будь она главная или второстепенная, 
оставалась в памяти зрителей. При этом актрису волновали не только драматургия, 
характер, но и духовная близость героинь ее собственному мироощущению. Ее всегда 
привлекали характеры сильные, бескомпромиссные.  Одной из самых заметных работ Анны Каменковой в 80-е годы стала роль следователя 
Нечаевой в картине «Визит к минотавру», где она блистательно сыграла в паре с 
выдающимся актером Сергеем Шакуровым. А за главную роль в драме «Софья Петровна» 
актриса была удостоена Приза на XIII Всесоюзном фестивале телефильмов в Душанбе. В 90-е годы Анна Каменкова снималась мало. Среди редких работ можно отметить 
мелодраму «Детство Темы» и детектив «Круг обреченных», вышедшие в начале 90-х, 
а также роль психолога Анны в психологической мелодраме «Тесты для настоящих мужчин» 
(1999). Зато в это годы актриса часто принимала участие в дубляже зарубежных фильмов. 
При этом Каменкова старалась озвучивать качественные картины. Ее голосом, к примеру, 
говорила Сальма Хайек в фильме «Фрида». А вот в бразильских и мексиканских сериалах 
Каменкова не принимала участия именно по причине их низкого уровня. Свой музыкально чарующий голос актриса не раз «дарила» за кадром и российским 
коллегам: Ирине Алферовой, Елене Яковлевой, Вере Глаголевой... В недавно вышедшем 
фильме «Упасть вверх» ее голос звучит от имени героини Евгении Крюковой. Об актрисе В жизни Анна Каменкова так же бескомпромиссна, как и ее героини. Принципиально 
избегая встреч с прессой, Каменкова не спешит изливать свою душу, считая, что 
ничто не скажет об актрисе лучше, чем ее роль.  Анна Каменкова замужем за режиссером Анатолием Спиваком. Муж и сын являются 
самыми строгими ценителями ее работы. BIN Использованные материалы:Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
 Наталья Тендора, «Анна Каменкова: Наш зритель любит сострадать» («Парламентская 
газета» №1207 http://www.pnp.ru)
 |