|  
САВЕЛЬЕВАЛюдмила Михайловна
 Родилась 24.01.1942, Ленинград Народная артистка РСФСР (1985).
 Балерина Людмила Савельева родилась в Ленинграде во время блокады. В 1962 году она Савельева 
окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой 
и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. 
С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).  Карьера балерины у девушки складывалась неплохо. Вскоре состоялось 
и первое появление ее на экране. В 1964 году была сделана экранизация 
балета «Спящая красавица», в котором она принимала участие. Однако 
здесь внес свои изменения в планы Людмилы случай…  Наташа Ростова На очаровательную балерину обратила внимание помощник режиссера , который вел подготовку к съемкам фильма «». Людмилу, 
не имевшую совершенно никакого опыта в кино, пригласили в Москву на кинопробы. 
Ей предстояло сыграть, ни много ни мало, саму Наташу Ростову.  На роль Наташи Ростовой пробовалось много актрис, среди которых были: , , 
.... Первоначально Савельева 
Бондарчуку не понравилась, как он признавался: «Вначале ей даже отказали в фотопробе: 
столь невыразительной и «не Наташей» показалась она внешне. Я ее принял, в сущности, 
для того, чтобы смягчить горечь отказа». Предложенную сцену Людмила Савельева зачитала как-то невразумительно. Но видимо 
все же что-то Сергея Бондарчука зацепило, поскольку он предложил девушке прийти 
на следующий день. Первая неудача очень разозлила Людмилу. Собрав все силы и волю в кулак, она 
явилась на следующий день на пробы. Стоило девушке переодеться и загримироваться, 
как она волшебным образом преобразилась. Людмила Михайловна вспоминает: «А ведь ничего общего у меня с Наташей не было: 
маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие... И 
вообще какой-то гадкий утёнок... Но когда на меня надели парик, панталончики, 
я вдруг почувствовала себя Наташей. Сцена была несложная, и всё получилось». Мнение Сергея Бондарчука об актерских способностях Людмилы Савельевой 
изменилось уже после первой пробы, но потребовалось еще много 
просмотров и репетиций, чтобы ее окончательно утвердили на роль. 
 О своих впечатлениях от работы с легендарным режиссером Людмила Михайловна 
рассказывает: «Сергей Фёдорович создал такую атмосферу, что мне казалось: я действительно 
сама всё делаю. Пробовалась я очень долго, с разными актёрами. Последняя проба 
оказалась самой сложной - нужно было сыграть сцену объяснения с князем Андреем, 
когда тот предлагал расстаться на год. Наташа должна заплакать, а я не представляла, 
как это сделать. В горле пересохло... Я пробовалась тогда с замечательным актёром 
, он мне подыгрывал. 
Когда я произнесла фразу "Год, неужели целый год?", то вдруг увидела 
- по лицу Смоктуновского катятся слёзы. И тоже заплакала. Тогда я впервые поняла, 
что такое актёрское братство. Смоктуновского в то время уже утвердили на Гамлета, 
и он не мог играть Андрея Болконского, на которого пробовался, но интересовался, 
как у нас идут дела, и здорово помог мне». Наша Одри Хепберн Съемки фильма "Война и мир" продолжались несколько лет. Интерес к 
нему был огромен – еще не закончились съемки, но фильм уже купили для кинопроката 
Америка и Япония. Бондарчук оправдал ожидания, создав поистине эпохальное произведение. 
В картине был задействован весь цвет советского кино: Вячеслав Тихонов, , , 
Анатолий Кторов, , Владислав Стржельчик, Олег Табаков, Ирина Скобцева. Снялся и сам 
режиссер, сыграв Пьера Безухова. Не затерялась в этой звездной компании и Людмила 
Савельева. Надо сказать, что когда начались съемки, Людмила еще продолжала 
выступать на сцене. Однако долго это не могло продолжаться. Закончилось 
это «раздвоение» физическим истощением. Девушка стала падать в 
обмороки и на уроках классики, и на съёмочной площадке. И тогда 
она решила оставить балет. Позже у нее спрашивали – не жалеет 
ли она об этом, ведь вполне возможно, что в балете ее ждала блестящая 
карьера. «Поначалу, может быть, и жалела, - признается актриса. 
- А когда окончательно "вросла" в Наташу, всё в моей 
судьбе решилось». Фильм с огромным успехом прошел по всему миру, а в Америке его 
ждал настоящий триумф – жюри американской киноакадемии было повержено, 
и советскому фильму был присужден «Оскар». Была отмечена и работа Савельевой. На Московском кинофестивале 
юная Савельева получила сразу две награды - за лучший дебют и 
приз зрительских симпатий. Но самое главное – это неподдельная 
любовь зрителей всего мира. Один факт - во Франции после выхода 
картины на экран мамы стали называть своих родившихся дочерей 
Наташами.  Здесь стоит отметить тот факт, что немногим раньше американцы 
экранизировали роман «Война и мир». Наташу Ростову в той картине 
прекрасно сыграла Одри Хепберн, и представить другую актрису в 
этой роли никто не мог. Но, после того как зритель увидел Людмилу 
Савельеву, сомнений не осталось: русская Наташа затмила всех и 
вся.Брак Покинув театр оперы и балета, Савельева с 1967 года стала актрисой 
театра-студии киноактера.  В те же годы изменилась и личная жизнь актрисы. Она вышла замуж за , который к тому времени уже приобрел известность благодаря фильмам 
«Мой младший брат» и «Два билета на дневной сеанс». Для Збруева это был второй 
брак. Первой его женой была актриса Валентина Малявина. 1970 год Следующую роль в кино Людмила сыграла лишь через несколько лет. 
Возникает естественный вопрос – неужели не было предложений со 
стороны режиссеров? Людмила Михайловна рассказывает: «Предложениями 
засыпали. Но для меня много значила литературная основа. Пока 
снималась у Бондарчука, спала с томиками "Войны и мира" 
под подушкой. Поэтому, когда мне предлагали какие-то поделки, 
роли розовых барышень, отказывалась. Хотелось сыграть героиню, 
совершенно не похожую на Наташу».  Ей повезло. Режиссеры Алов и Наумов предложили Савельевой роль 
Серафимы Корзухиной в фильме "Бег" по Михаилу Булгакову. 
Съёмки происходили в турецком квартале в Пловдиве и в Севастополе. 
Здесь Людмиле посчастливилось подружиться с женой великого писателя, 
которая консультировала фильм. Посмотрев отснятый материал, она 
заплакала и сказала, что Михаил Афанасьевич был бы доволен. Для 
Людмилы Савельевой это было высшей оценкой проделанной работы. 
 В том же году Савельева сыграла Нину Заречную в картине Юлия 
Карасика «Чайка». Фильм был отмечен Призом «Серебряный Хьюго» 
за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство 
актерского ансамбля на Международном кинофестивале в Чикаго в 
1973 году. Стоит упомянуть и еще об одной работе Людмилы Савельевой. В 1970 
году она снялась в французско-итальянской мелодраме «Подсолнухи». 
Молодой актрисе выпало сниматься вместе с несравненными Софи Лорен 
и Марчелло Мастрояни. И хотя эту картину вряд ли можно назвать 
большой удачей, опыт, приобретенный в работе с мировыми звездами 
бесценен. В заключении следует отметить, что 1970 год был объявлен в Японии 
Годом Людмилы Савельевой. 70-е – 80-е годы Как уже стало понятно, Людмила Савельева серьезно подходила к 
выбору ролей. Однажды задав для себя высокую планку, она не собиралась 
ее снижать. Вероятно, поэтому в ее биографии так мало фильмов. 
В 70-е годы вообще можно отметить лишь два. В 1973 году она вместе 
с Олегом Видовым снялась в главной роли Луизы Пойндекстер в приключенческом 
фильме Владимира Вайнштока «Всадник без головы». Четыре года спустя 
Савельева сыграла главную роль в советско-болгарском историческом 
фильме «Юлия Вревская», рассказывающем о драматической судьбе 
замечательной русской женщины - графини Юлии Петровны Вревской, 
вложившей все свои средства в организацию добровольческого санитарного 
отряда в период русско-турецкой войны.  Немного чаще Савельева снималась в 80-е годы. Вместе со своим 
мужем Александром Збруевым она сыграла в героико-приключенческом 
фильме Георгия Николаенко «Шел четвертый год войны» и психологической 
драме Константина Худякова «Успех». Из других работ тех лет самой 
заметной является главная роль в психологической драме Виталия 
Кольцова «Нам не дано предугадать». Личная жизнь С начала 90-х годов Людмила Михайловна и вовсе перестала сниматься 
в кино. А спустя несколько лет начали распространяться слухи о 
том, что многолетний брак Александра Збруева с Людмилой Савельевой 
распался. Артиста стали все чаще видеть в обществе другой женщины. 
Сам он от любых расспросов на этот счет категорически уходил, 
заявляя «Я стараюсь никого не пускать в свою личную жизнь и никогда 
не рассказываю ни о жене, ни о дочери». Не очень то распространялась 
на эту тему и Людмила Савельева. Зато бывшая жена Збруева Валентина Малявина летом 1997 года заявила: 
«Саша совершенно запутался в женщинах. Сегодня у него две жены, 
и он как-то с ними не справляется: обе мне на него жалуются...» Как бы то ни было, супруги по-прежнему живут вместе. Возвращение в кинематограф После долгого перерыва Людмила Михайловна вернулась в кинематограф, 
снявшись в 1999 году в философской притче Владимира Наумова «Тайна 
Нардо, или Сон белой собаки». После этого последовали главная 
роль в драме Сергея Соловьева «Нежный возраст», и роль в картине 
все того же Владимира Наумова «Часы без стрелок». Несколько слов в заключение За всю свою жизнь Людмиле Савельевой так и не пришлось играть 
так называемые отрицательные роли - злодеек и стерв. Объясняя 
это, Людмила Михайловна приводит слова Фаины Раневской: «Когда 
Фаину Раневскую спросили, почему она так мало играет в кино и 
в театре, она ответила, что вообще не играет. "Я живу на 
сцене, я ставлю себя в такие обстоятельства, в которые попадает 
моя героиня", - сказала она. Мне это очень понятно. Так играть 
очень непросто, потому что сильно тратишь себя. Действительно, 
никогда не играла стерв. Да я и по жизни не выплёскиваю свои эмоции». О том, какая она в обыденной жизни, Савельева говорит: «К быту 
я не приспособлена с детства. Дома меня звали баронессой. Люблю, 
чтобы было красиво, чисто, и порядок не ленюсь наводить. Но терпеть 
не могу готовить. Слава Богу, мои родные в этом отношении непритязательны. 
Иногда просматриваю женские журналы - всё так красиво: изумительные 
пирожки, тортики. Но у меня они не получаются. Мой муж, Александр 
Збруев, любит жареную картошку с тушёнкой. Будь моя воля, ела 
бы одни бутерброды. А вот без книг жить не могу. И в творческой 
жизни вроде бы всё пока нормально. Недавно снялась у Владимира 
Наумова и у Сергея Соловьёва. Но иногда бывает страшно - что дальше, 
неизвестно. Вдруг больше ничего не удастся сыграть?..» Использованные материалы:Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
 Татьяна Харламова, «Шум затих...» (Газета «Алфавит» http://www.alphabet.ru);
 Джамиля Сайрамова, «Людмила Савельева играет лучше Одри Хепберн» 
(http://www.ug.ru);
 Программа В. Вульфа «Серебряный шар. Людмила Савельева» http://adverus.ru;
 Федор Раззаков, "Секс-символы России", статья об Александре 
Збруеве
 Фото: http://akter.kulichki.net, http://actors.khv.ru, http://kino.kulichki.com
 |